Как правильно использовать эхолот - настройки, лучи, частоты

2013-09-26

В этой части будут затронуты самые непростые вопросы, связанные с эхолотами, и для более легкого понимания написанного осмелюсь порекомендовать пойти по пути "от практики к теории", а не наоборот, как по классике. Я имею в виду, что намного лучше, если уже будет некоторый практический опыт использования эхолота. То есть проведите несколько рыбалок с эхолотом, а затем прочитайте статью, которая, надеюсь, растолкует, зачем все эти настройки и как что работает. После этого можно уже будет осознанно поиграть с настройками или оставить все как есть со спокойной душой.

Поэтому лучше включайте эхолот, катайтесь и смотрите, что он показывает. В принципе, "с завода" настройки уже установлены вполне оптимально, чтобы он показал хорошую картину. Просто включаем, едем, смотрим, после рыбалки выключаем. Но можно конечно прочитать статью, покататься и снова прочитать - так конечно будет еще лучше. Просто если что-то не понятно - пропускайте, со временем разберетесь. Цель статьи сократить это время.
Итак, начнем.

Частоты и лучи

Частота в данном контексте это количество посылаемых датчиком импульсов в секунду. На сегодняшний момент, производителями эхолотов, наиболее активно используются следующие частоты и как результат лучи:

200 кГц

Самая распространенная частота для 2Д эхолотов. Работает примерно до 300 метров, создает луч шириной до 60 градусов (при условии установки высокого уровня чувствительности) и наиболее чистую и четкую картинку.

Здесь представлена схема 50 кГц луча эхолота
Здесь представлена схема 50 кГц луча, но принцип тот же при переключении на другие лучи -
200 и 83 кГц, просто углы в градусах будут меняться в зависимости от того, какую частоту и
чувствительность мы выбрали в меню.


Т.е. сам по себе этот луч узкий для более четкой прорисовки дна, но когда мы увеличиваем параметр чувствительности, он расширяется и, соответственно захватывает больше подводных объектов, например рыбы.

Для чего это нужно? Понятно, что для поиска рыбы широкий луч это хорошо, но хорошо тоже должно быть в меру. Если луч будет излишне широкий, он будет собирать вообще все подряд вокруг лодки. На экране возникнет каша из массы дуг или рыбок, но понять где это все есть или было будет весьма затруднительно. Но это еще не все. Есть еще один нюанс - если широким лучом прибор будет сканировать дно, то начнутся серьезные неточности между показаниями на экране и настоящим рельефом дна. Особенно при прохождении вдоль берегового свала.

Например - если берег и свал от него находится, предположим, по правому борту то правый край нашего излишне широкого луча будет "падать>> на верхний край бровки, а левый - вниз с бровки. На экране в этом случае будут рисоваться колоссальные, резкие перепады глубины, которых на самом деле нет. Мы просто идем вдоль берегового свала как на верхней схеме с лучами. На вершине свала будет, предположим 2-3 метра, а в низу, предположим, 7-8 и процессор эхолота будет "путается в показаниях" что же нам показать 2 или 5 или 8 метров. Именно поэтому Lowrance и сделал такой "умный" луч.

Так что узкий луч это скорее хорошо, если важен в первую очередь точный рельеф дна. Вот еще одна аналогия, чтобы легче понять почему. Представьте себе, что Вам нужно нарисовать какой-то ландшафт. У Вас есть для этого широкая, строительная кисть и тонкий карандаш. Чем будет лучше, четче и точнее рисовать? Опять же повторюсь - особенно это касается прохождения вдоль резкой береговой бровки, когда одна сторона луча касается ее верхней части, а вторая "падает" вниз. Но стоит заметить, что новые частоты 455 и 800 кГц и соответственно лучи уже устроены по другим принципам и при значительной ширине точность изображения дна и донных структур просто потрясающая. Но об этом ниже.

Если в Вашем эхолоте есть выбор между 200, 83 и 50 частотами, именно 200 кГц будет основной частотой в подавляющем большинстве случаев на Ваших рыбалках. Остальные две будут только вспомогательными для специальных условий, о которых речь пойдет ниже. Еще стоит сразу предупредить, что три названные частоты одновременно в эхолоте не могут работать. Даже если в меню есть все три, работать одновременно будут только две. В этом случаи при включении обоих эхолот сам поделит экран на два окна. В одном будет картинка с одной частотой, в другом с другой. Какие именно частоты будут у вас работать зависит от датчика и настроек меню эхолота. "Морской" датчик может создавать 200 и 50 частоту, обычный датчик 200 и 83 частоты. То есть все зависит от датчика, а не от "головы".

50 кГц

Так называемая "морская" частота. Разработана для мощного пробивания толщи морской воды. Создает луч порядка 90 градусов, который способен отображать дно на глубинах до 1500 метров. Почему ее луч шире предыдущей частоты? По логике это сделано это для противодействия сбивающему свойству качки. На практике, при включении этой частоты, "щелчки" от датчика становятся редкими, но сильными. Таким образом, этот луч глубже пробивает соленую, более плотную воду.

Но думаю, вряд ли Вам пригодится эта частота даже для морской рыбалки на глубинах до 100 метров. Он шире классического 200 кГц неслучайно. В данном случае ширина луча позволит сгладить искажение реальной глубины в результате качки. То есть более широкий луч будет лучше отображать дно, когда судно качает в море. Когда его включать? Тогда, когда 200 частота уже не справляется. Не добивает до дна, соответственно не отображает дно, по причине излишней глубины, качки или скорости движения.

83 кГц

Относительно новая частота, разработана для использования на мелководье. Мелководье, в моем понимании, - это 6м и мельче. При ее включении ширина луча возрастает до 120 градусов (при установке максимальной чувствительности). Соответственно захват дна становиться больше в два раза в сравнении с 200 кГц лучом. С одной стороны хорошо - больше покрытие дна, с другой стороны падает точность прорисовки дна, особенно при прохождении вдоль берегового свала, когда одна сторона луча касается верхнего края бровки, а другая нижнего. Поэтому лучше не злоупотреблять включением этой частоты без надобности. Есть смысл включать ее на откровенно мелких местах - менее 4 метров. Хотя вряд ли это добавит шансов увидеть в стороне стоящую рыбу. Скорее всего она уплывет из-под лодки до того как попадет в зону действия луча. Другое дело, когда ловим в отвес сома на квок или ставриду в море. В два раза шире луч, скорее всего, позволит увидеть снасть или рыбу, не попавшую в более тонкий конус луча 200 кГц. И здесь есть полный смысл пробовать ее применять.

Если Вам очень нужен и такой луч в придачу к базовому 200 кГц, ищите модель с надписью Pro в конце названия моделей начального ценового уровня. Или уточняйте наличие таковой на продвинутых моделях без надписи Pro. Например, в серии Lowrance HDS и Elite.

Для эхолотов нового поколения DSI, HDI и LSS внедрены две новые частоты - 455 и 800 кГц.

455 кГц

Позволяет дальше в стороны и глубже пробивать толщу воды, приблизительно процентов на 30 в сравнении с 800-ой частотой. Но несколько уступает в качестве. Точнее - в тонкости прорисовки деталей донных структур.

800 кГц

Несколько сокращает длину боковых лучей и начинает "теряться" на глубине более 18 метров при значительно заиленном дне. С другой стороны, при быстром поиске на полной скорости (разумеется, не на значительных глубинах), я бы предпочел включить именно ее. Потому как, при такой, существенно превышающей остальные частоте посылания импульса, картинка имеет шанс изобразиться детальнее, чем на 455 частоте, не говоря уже о классических 200, 50, 83 кГц. На практике получается, что 455 кГц все-таки намного чаще применяется, и включать 800 есть смысл только либо на глубинах менее 6 метров или для тонкой прорисовки Даунсканера (нижнего высокочастотного луча), и то до глубины 15 метров.

Теперь подробнее про возможности новых частот (455-800).
Мало того что частота в два-четыре раза выше, чем классическая, привычная для нас 200 кГц частота, так ещё и луч работающий на этой частоте имеет другую форму, плоскую, в виде лимонной дольки в разрезе. То есть если смотреть сверху на "пятно" от луча, то это будет сильно приплюснутый эллипс, перпендикулярный движению, а не круг от конуса, как от света фонаря у классического 2Д эхолота.

<<Broadband Sounder>> -форма  200, 83 и 50 частоты. <<SideScan, DownScan>>-форма 455 и 800 частот
<> - форма 200-ой, 83-тей и 50-ой частоты.
<> - форма 455-ой и 800-ой частот.


С одной стороны
, узкая форма луча уменьшает площадь захват рыбы, когда лодка стоит неподвижно или Вы используете эхолот зимой на льду. Лучом 455 или 800 кГц нужно именно "пройтись" над рыбой, причем не как попало, боком, а ровно как можно меньше изменяя курс, чтобы тонкие боковые лучи ровно работали по сторонам от лодки.

С другой стороны, такая технология дает потрясающее качество изображения подводного ландшафта и рыбы в том числе. А также показывает картину происходящего прямо у дна (50см над и ниже), что у классического эхолота с частотами-лучами 200, 50, 83 кГц практически не получается.

Скриншот экрана эхолота одного и того же места новой 800кГц и старой 200кГц
Скриншот (копия экрана) одного и того же места разными технологиями - новой 800 кГц и старой 200 кГц.
Причем, классический (внизу) снабжен встроенной, самой продвинутой технологией Бродбенд для 2Д эхолотов.


У дна за свальчиком стоит толстолобик приблизительно весом от 7 до 15 кг. Хорошо видно, что обычный эхолот даже с технологией Бродбенд еле отделяет рыбу от дна (картинка внизу), в то время как Даунсканер (сверху) спокойно рисует, что под рыбой еще приличное расстояние до дна. Более того, на самом свальчике имеется какой-то инородный объект, возможно донная рыба или мусор. Что это, конкретно определить трудно, потому как донная рыба (судак, сом) всячески по своей натуре стараются с имитировать собой палку камень или что-то еще, но только не самого себя. С другой стороны, классический эхолот легче дает понять, что это именно рыба, и четкой дугой и различием цвета.

На этом скриншоте скорее лучше видно группу толстолобиков с помощью технологии DSI (та, что сверху) на 455 кГц частоте
На этом скриншоте, напротив, лучше видно группу толстолобиков с помощью технологии DSI (картинка сверху) на 455 кГц частоте. Вывод: иногда рыбу лучше рисует 2Д эхолот, а иногда 2Д вообще ее не видит, а сканер видит отлично.

Ну и конечно, самый лучший вариант на сегодняшний день для поиска рыбы и изучения структуры дна - это комплексная система Lowrance HDS с дополнительным блоком Lowrance StructureScan HD. В такой системе есть все, что только можно пожелать и все работает, одновременно выдавая полную картину. И 2Д эхолот с технологией Бродбендсаундер с частотами 200, 50, 83(в зависимости от установленного датчика) и новая технология сканирования и даже способность излучения по сторонам от лодки до 80 метров в каждую сторону. То есть, суммарно иметь до 160 метров в ширину полосу покрытия лучами с качеством изображения, сравнимым с рентгеновским снимком или даже скорее фотографией. Камера подводного наблюдения не идет ни в какое сравнение с такой системой, потому как прозрачность воды не имеет для нее никакого значения. Кстати, при необходимости камеру можно подключить к новым HDS - HDS 9 Gen2 Touch, HDS 12 Gen2 Touch, у которых уже есть видеовход. Иногда камера все-таки нужна для детального рассмотрения объекта с ближней дистанции, после того, как он найден Структурсканером. Зачастую это гораздо удобнее, быстрее и дешевле, чем использовать водолаза. После соответствующих настроек и некотором навыке использования, результат на экране будет приблизительно такой:

Вверху - боковые лучи. Справа сверху - даунсканер на частоте 455 кГц. Справа снизу - 2Д эхолот с Бродбенсаундером.слева внизу - GPS карта
Верхний большой левый верхний квадрат - боковые лучи. Ноль - это след от лодки.
На расстоянии 20-40 метров справа по борту стая толстолобиков в виде крупных точек.
Справа сверху - даунсканер на частоте 455 кГц. Черные кляксы на экране толстолобики с края этой стаи.
Справа снизу - они же на 2Д эхолоте с Бродбенсаундером.
И, наконец, слева внизу GPS карта, на которой можно точно посмотреть и отметить местоположение
этой стаи или найденной коряги.


То есть, это и есть верхний предел качества и функциональности на сегодняшний день. И возможно, Ваш первый эхолот сразу будет таким. Но, если вернуться к бюджетным версиям, например, к очень удачному, по-моему мнению, Lowrance Mark-5x, то результат можно ожидать такой:

Lowrance Mark-5x
Стая тех же толстолобиков. Качество изображения на самом деле подпорчено не совсем удачным снимком
фотоаппарата, "вживую" изображение получше.

На практике все проще

Должен Вас обрадовать. На воде все будет гораздо проще, чем написано в статье или, если объяснять словами "на пальцах", или показывать в деморежиме. Многие, казалось бы, непростые вопросы отпадут сами собой, как только вы включите его и начнете двигаться по водоему. Далее стоит заметить, что обучение, как я уже говорил, даже лучше проводить не от теории к практике, как рекомендуется классиками теории методики преподавания, а наоборот. То есть, вначале мы берем и "слепо" тестируем, руководствуясь скорее интуицией, чем знаниями. Затем у нас появляются конкретные вопросы, дальше в источниках или при беседе со специалистами мы ищем на них ответы. Снова практика, снова вопросы и снова ищем ответы. Поэтому, даже лучше, если Вы уже какое-то время попрактиковались с эхолотом и теперь разбираетесь, читая эту статью.

Если что-то не понятно особо не расстраиваетесь, уверяю Вас, со временем после определенной практики это будет элементарно просто и понятно. Просто пропускайте глазами, читая дальше, и перечитайте это же где то через 10-15 рыбалок.

Но для начала все-таки стоит понять основы.

Принцип работы эхолота - максимально коротко

Важный вопрос, рекомендую напрячься и вникнуть. Это поможет в дальнейшем успешней понимать его изображения. Тем более все очень просто: как дважды два.

Итак, датчик излучателя посылает звуковые щелчки (импульсы) в сторону дна.

Принцип работы эхолота

Импульс на своем пути встречает разные предметы и наконец, достигает дна и отражается обратно наверх к датчику излучателю, который теперь его принимает обратно. По пути ко дну и обратно импульс собрал разную информацию: количество, размеры и плотность предметов в толще воды и наконец, самого дна. Голова, точнее ее процессор, обрабатывает собранную им информацию и выводит на дисплей в виде движущейся, графической картинки. Что-то на подобии кардиограммы сердца.

И здесь следует учитывать один очень важный момент: не зависимо от скорости движения вашего плавсредства, от полной остановки до максимальной скорости, экран эхолота будет прокручивать картинку с одной и той же запрограммированной скоростью. И у пользователя возникает справедливый вопрос: "Мы же стоим на месте, а картинка движется! Как так?" Причем, если под лодкой в конусе луча рыба или снасть, то на экране пойдет длинная полоса, и у начинающего пользователя создастся впечатление, что это что-то огромное. На самом деле импульс многократно отскакивает от одного и того же предмета, а экран вынужден его постоянно показывать.

А теперь предположим, что по тому же предмету мы пройдем на скорости 5 км/ч импульс отразится от нашего предмета (рыба, коряга, трава, сетка) всего лишь несколько десятков раз. И на экране появится, скорее всего, так называемая дуга или пятно определенного размера. А если мы пройдем потом уже предмету со скоростью 20 - 50 км/ч, то луч успеет ударить по предмету всего пару раз. И он изобразится совсем маленькой и короткой дужкой. А может и вовсе не успеет отобразиться, если предмет небольшой, а скорость высокая. Причем, во всех трех случаях экран будет прокручиваться с единой скоростью.

Прохождение по косяку рыбы с очень малой  скоростью 1-3км/ч
Прохождение по косяку рыбы с очень малой скоростью 1-3км/ч. После "наезда" на рыбу лодка
затормозила, и правый край косяка еще сильнее растянулся.


Прохождение по косяку рыбы на нормальной скорости 5-7 км/ч
А это та же рыба просканированная на нормальной скорости 5-7 км/ч. Полосы (рыбы) стали короче
и в целом меньше по размеру.


Общий вывод таков: если на практике не получилось пройти по объекту с оптимальной скоростью, то хотя бы нужно учитывать выше описанное явление, то есть делать поправку на скорость. В 2Д эхолотах есть настройка "скорость прокрутки экрана". Её можно подрегулировать таким образом, чтобы субъективное ощущение движения лодки над дном совпадало со скоростью прокрутки экрана. На эхолотах-сканерах DSI, LSS и HDI настройка скорости прокрутки отсутствует. Не знаю, как это достиг производитель, но на практике создается такое впечатление, что эти эхолоты сами как-то делают поправки на нашу скорость движения и рисуют картинку максимально (насколько это возможно) правдоподобную, несмотря на наши огрехи в управлении лодкой.

Как пользоваться эхолотом?

Практически независимо от модели или марки - действительно просто.
Включаем - катаемся и смотрим - выключаем в конце рыбалки.

По большому счету им не надо пользоваться в привычном понимании этого слова. Скорее подойдет слово использовать. То есть по большому счету он все делает сам, только включите и не забудьте выключить в конце. Просто так и задумано производителем и все настройки по умолчанию с завода установлены на авто-режимах, которые вполне нормально отрабатывают свою функцию. Разве что, возможно, стоит первый раз поднастроить его под свои или новые условия рыбалки, и все. Дальше, возможно, понадобится какая-то незначительная коррекция не чаше чем 1-2 раза в год.

Если вы владеете эхолотом-картплоттером, то правило "Вкл.-Выкл." тоже работает, но не мешало бы научиться более "продвинутым" приемам. Если привести сравнение, то это все равно что - купив телевизор, все подключили, научились включать и выключать, и смотрим одну программу. Понятно, что желательно хотя бы научиться переключать каналы. Это откроет большие возможности! Другое дело понимать, что он показывает. Об этом пойдет речь ниже.

Но все-таки, даже при такой простоте, несколько важных, элементарных правил нужно соблюсти. Если стоит задача детально и качественно обследовать акваторию на предмет наличия - отсутствия рыбы и изучения рельефа дна то:

  1. Скорость движения лодки должна быть в пределах, не менее 4 и не более 10 км /ч. А наилучшая 5-6 км/ч. Для облегчения визуального понимания - это скорость быстрого человеческого шага. Такая, казалось бы, простая задача может усложниться под влиянием сильного ветра или течения. Двигаясь против значительного ветра или течения, будет создаваться иллюзия достаточной скорости за счет хорошего шелеста воды об борта лодки. И наоборот, идя по ветру или течению, захочется прибавить газу. Для правильного решения наших задач (качественной, правдивой картинки) скорость 5-6 км/ч должна быть относительно ДНА, а не воды по ощущениям.

    В таких ситуациях, показатель скорости на GPS очень поможет. Это один из важных аргументов в пользу приобретения эхолота - картплоттера. В двух словах девиз такой: "не верь глазам и ушам - верь цифре на экране GPS!" За неимением его, ориентируемся хотя бы относительно берега. Если течения почти нет, то лучше ориентироваться относительно водной поверхности, представляя человеческий шаг.
  2. Старайтесь держать ровный курс лодки. Распространенная ошибка, как профессионалов, так и начинающих - "уход с головой" в экран, не замечая окружающего мира. И как следствие, бесконтрольный курс лодки. И сумбурное понимание того, что под водой. Особенно это правило актуально при использовании эхолотов нового поколения с технологией сканирования. Кому интересно, можно посмотреть видео "Вопросы и ответы об эхолотах LOWRANCE Mark-5x DSI и Elite-5 DSI".

    По аналогии правильное изучение акватории с помощью эхолота будет похоже на работу комбайна. Ровными проходами в одну - другую сторону, с шагом в ширину луча, без пропусков и топтаний на месте. Если эхолот снабжен GPS, то правильность своих проходов можно отследить на экране по оставшемуся треку (следу) - еще один аргумент в пользу его приобретения. Если картплоттера нет, а просто эхолот - можно посмотреть на кильватерный след. Если что-то появилось на экране - это значит, что оно осталось за кормой пару секунд назад (время излучения и приёма импульса и его обработка приблизительно 1.5-3 секунды) и по следу можно примерно предположить, где конкретно это было. Для совмещенных эхолот-картплоттеров Lowrance последних поколений можно просто навести курсор прямо на эхолоте на найденный объект и встроенный GPS точно вычислит, где он был. И даст возможность сразу поставить путевую точку в этом месте на странице "Карта".
  3. Для эхолотов нового поколения с аббревиатурами DSI, HDI или с блоком StructureScan важно избегать диагонального, "косого" сканирования. Это когда под влиянием сильного бокового ветра или течения лодка идет "как бы юзом". То есть, курс лодки (курсовая линия) не совпадает с реальным направлением движения. Лодка идет немного боком, и картинка в этом случае немного искажается. Поэтому, рекомендация простая - в таких условиях сканируйте или против или по течению или ветру и как можно реже поперек, подставляя борт.

Конечно, для того чтобы с самой современной техникой (особенно HDS с доп. блоком Структурсканер) полностью и быстро разобраться, лучше нанять специалиста, способного провести курс обучения. По моему опыту, полностью обучить пользованию этой техники можно за три часа. Если такой возможности нет - внимательно изучайте статью и пробуйте изложенное применить на практике.

Как его понимать?

Дно

Все понятно - это кривая линия в нижней части экрана, ее изгибы передают соответствующий рельеф. Можно ли по цвету лини дна судить о плотности грунта? Да, но очень грубо. То есть, тонкого перепада плотности от ила до ракушки, пожалуй, заметить не получится. По крайней мере, мне не удается. Но существенное изменение, пожалуй, определить можно. Например, русло реки (чистый песок) - относительно тонкая полоска дна. Заходим в заиленный залив и полоса дна становиться гораздо жирнее. Но должна быть очень значительная разница в плотности грунта, чтобы заметить ее.

Есть одна важная особенность. Бывают места, где количество ила просто запредельное и он очень жидкий на подобии манной каши. Это бывает чаще всего там, где растет много водяного ореха (чалима). Там сигнал эхолота может просто исчезнуть, и это не зависит от марки, типа эхолота или датчика. Просто сигналу не от чего отражаться и он просто "тухнет" в глубоком жидком иле.

Что еще следует учесть? Как я уже говорил, запоздание при прохождении сигнала от датчика до дна и снова к датчику составляет приблизительно 1-2 сек. То есть, цифра глубины это то, что было у Вас за кормой 1-2 секунды назад. Следует учесть, что в момент отображения цифры глубины на экране лодка может уже проехать на полном газу метров 10-20 от того места, где показания были сняты. На свежих моделях Лоуренса, совмещенных GPS с эхолотом, легко можно вычислить местоположение проплывающего по экрану объекта. Просто наводя курсор на интересующий объект на экране эхолота, карплоттер в свою очередь, достаточно точно вычислит его местоположение и позволит поставить точку на экране карты, даже если вы ушли от этого места на приличное расстояние.

Рыба

На классическом эхолоте рыба отображается в виде так называемой дуги.

На классическом эхолоте рыба отображается в виде так называемой дуги

На новых эхолотах с технологией сканирования - в виде кляксы или точки (в зависимости от величины рыбы) разной формы.

На новых эхолотах с технологией сканирования рыба изображается в виде кляксы или точки

Выше были приведены два скриншота экрана эхолота одновременно изображающие одних и тех же рыб разными лучами. Все выше упомянутые эхолоты способны отобразить на экране рыбу величиной "с мизинец".

Как понять какая это рыба? Опыт использования и понимания приходит приблизительно так. Вы нашли что-то с помощью эхолота, предположительно рыбу или корягу, или куст травы. Дальше пытаемся выяснить, что это за рыба, то есть поймать ее или узнать у других рыбаков, что они ловят. Таким образом, если это удается, Вы теперь понимаете, что так изображается такая-то рыба. Если вытащили пучок травы, то понятно, что так изображается именно трава, а не коряга.

Существует ещё режим распознания рыбы и отображения ее символами рыбок. В принципе считается непрофессиональным почерком включение этого режима. И до недавнего времени считалось, что это маркетинговый ход для того, чтобы начинающие пользователи не задавали сложных для объяснения вопросов: "А где рыба?". Но все-таки технологии совершенствуются, и в некоторых случаях хорошо бы включать эту функцию. Например, при упомянутом случае ловли в отвес мелкой рыбы (ставриды, например) или со льда. Более того, хорошо даже включить звуковой сигнал обнаружения рыбы. В таком простом с точки зрения продвинутых пользователей режиме использования (с символами рыбок и звуковыми сигналами) оказывается, очень удобно рыбачить в отвес на стайную пелагическую (та, что в толще воды) рыбу, не отвлекаясь взглядом на экран. Когда мы слышим звуковой сигнал - рыба под нами. Если сигнал пропал - косяк сместился и нужно его снова поискать.

Есть несколько случаев, когда рыбу невозможно обнаружить ничем. Например, когда почти вся рыба (чаше всего летом) "гуляет по верхам", то есть, в 1-3 метрах от поверхности. Она просто разбегается в стороны перед лодкой. Думаю, следующим шагом в развитии рыбопоисковых систем может стать поиск, в таких случаях, эхолотом с воздуха с помощью беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Подводные лодки, по крайне мере находят уже даже из космоса.

Коряги, водоросли

Метод познания такой же, как в случае с рыбой. Что-то нашли, остановились, забросили снасть - зацеп. Вытащили приманку с кусочком веточки - значит коряга. Обрезали снасть, как будто об нож - значит металл или бетон обросший ракушкой.

Маленькая коряжка 455кГц частотой
Маленькая коряжка 455кГц частотой

Коряжка 200кГц частотой на экране эхолота Марк-5Х
Она же 200кГц частотой на Марк-5Х

Подводным охотникам вообще хорошо. Они просто могут нырнуть и посмотреть что там на самом деле.

Настойки

Первичные настройки, имеется в виду "Русский язык", "метрическая система", вы можете попросить, чтобы настроил продавец или настроить самостоятельно.

Для остальных настроек - рекомендации следующие:
Для начала, чаще всего с завода уже все достаточно нормально настроено. Разве что, можно сделать легкий "тюнинг". В 2Д эхолотах увеличить до максимума "частоту формирования импульса", и чуть увеличить "скорость прокрутки экрана". Остальное, что не понятно, ставить на "Авто" или как установлено с завода.

Для сканеров и DSI уменьшаем контрастность до 40%, выбираем черно-белую палитру для нижнего луча и светло-коричневую - для боковых. Частота в подавляющем большинстве случаев для DSI чаще всего 800-ая, для сканеров LSS - 455-ая. Все остальное - на "Авто".

Еще часто задаваемые вопросы:

Пугает ли эхолот рыбу?

Наверно все зависит от конкретного случая. Какая рыба, на какой глубине, активная - пассивная, в коряге или на открытом дне, на какой лодке рыболов, в каком географическом месте, то есть знакома ли рыба с человеком? То есть, где-нибудь на севере, на диком водоеме, скорее всего импульсы эхолота даже привлекут своей новизной рыбу. И в тоже время, та же самая рыба в похожих условиях, но в густонаселенном рыболовецком районе может весьма настороженно отнестись к звуку, который ассоциируется у нее с недавней перипетией опасной Существует ещё режим распознания рыбы и отображения ее символами рыбок - для жизни. Более того, рыбы способны предупреждать друг друга об опасности, связанной, например, с каким-то предметом (лично видел).

Однажды я задал вопрос одному опытному "квочатнику" - пугает ли эхолот сома, когда тот подымается на квок? На что он ответил мне - "Мне все равно пугает или не пугает, просто наблюдать его подход на экране настолько захватывающее и волнующее зрелище, что даже мысль о его выключении не приходит в голову".

И все же выслушивая разные истории и сравнивая свой опыт, скажу, что скорее не пугает и выключать его особо нет смысла, если только не с целью поберечь батарею.

Что будет если "светить" датчиком в сторону от лодки. Можно ли "засечь" рыбу?

Ничего не будет. Эхолот просто перестанет воспринимать пространство, в котором он работает, импульсу не отчего будет отразиться, так как исчезнет дно. То есть для этих целей классический лодочный эхолот точно не подойдет. Хотя попытки постоянно предпринимаются. Существуют модели эхолотов для бокового просмотра, как достаточно бюджетные, так и профессиональные для морского тралового лова. Но хороших отзывов о бюджетных я никогда не слышал, а промышленные - неоправданно дорогие и подходят для применения именно в море для трала.

За подготовку материала выражаем благодарность специалисту по установке и настройке морского навигационного оборудования, Орлову Юрию

По материалам www.navionika.com

Корзина  

товар (пустая)

Категории статей